Учительская трилогия или
Через «цифру» и слово - к уму и сердцу
Часть II. Та, что учит думать
…Я знаю её довольно давно, больше десяти лет. В нашем маленьком городе все яркие люди видны, как звёздочки в чистом ночном небе. Красивая, улыбчивая, всегда с выдумкой одетая – стильно, необычно, дерзко. И всегда она куда-то летит, спешит. Успевает на бегу перекинуться парой фраз со знакомыми и «снова в бой, покой нам только снится». И вот я на её уроке. Она уверенно и быстро работает с компьютером и проектором, включает эпизоды из фильмов, потом презентацию, рисует и пишет на доске. Управляет классом интонацией голоса, взглядом. И шестиклассники, активные ребята, сорванцы и непоседы, внимательно её слушают. Иногда с её одобрения только вставляют развёрнутые реплики и что-нибудь уточняют: «Да ведь, Татьяна Владимировна?».
Говорит и показывает
«Да-да, это картина Васнецова, мы её, действительно, видели в прошлом году», - отвечает учитель, а дети наперебой обсуждают детали художественного полотна. А ведь когда-то ученики были лишены такой возможности… Именно Татьяна Владимировна Ренжина выбила в старейшей школе района отдельный кабинет для преподавания мировой художественной культуры и всё необходимое оборудование, которое «говорит и показывает».
-Невозможно всерьёз рассуждать об искусстве, не опираясь на зрительные образы, - объясняет свою позицию она. – Как втолковать ребятам, чем романская архитектура отличается от готической, если они никогда не видели ни тяжёлых сводов романских замков, ни заострённых, стремящихся в небо шпилей готических храмов!? Или представляют всю эту красоту лишь по мутным чёрно-белым картинкам из книг… Выручают презентации – работая над ними, я выбираю наиболее характерные фотографии шедевров мировой культуры, «монтирую» их так, как мне необходимо.
Особенность предмета МХК в том, что он предполагает некую вариативность: какого-то одного универсального учебника по мировой художественной культуре нет. Педагог сам определяет, какую тему разобрать подробнее, о чём упомянуть лишь вскользь. В этом и кроется необычайная притягательность моей школьной дисциплины (всегда утомительно действовать по шаблону!) и самая главная её сложность. Когда я только начинала преподавать, часами сидела в читальном зале библиотеки, собирала материал. Как кладоискатель выискивала по журналам, брошюрам редкие иллюстрации, факты, интересные теории развития культуры… Теперь таких сложностей нет. В распоряжении учителя как отраслевые сайты, так и личные блоги известных искусствоведов. При желании и возможности можно попутешествовать по англоязычным интернет-порталам, где «запрятан» эксклюзив, самый смак, действительно уникальная информация. Хотя признаюсь, читая свои старые планы занятий, сама себе удивляюсь: «Боже мой, как сложно, как много всего наворочено!» Сейчас преподаю ребятам все темы гораздо проще, - замечает Татьяна Владимировна.
Без страховки по канату
За этой простотой, за чёткостью подачи материала (Татьяну хоть ночью разбуди - она выразительно и с чувством расскажет о творческих метаниях испанского гения Гойи) - дни, месяцы и годы упорного труда. А стороннему наблюдателю кажется, что учителю ничего не стоит проговорить хоть десять уроков подряд… На самом деле это тяжело даже для связок. Однажды, позвонив Татьяне Владимировне под конец рабочего дня, я не узнала низкий глухой голос, прозвучавший в динамике телефона. «Шесть уроков», - лаконично объяснила она. И в этом случае опять же могут подстраховать современные технологии. Иногда арию дашь ученикам послушать или включишь яркий эпизод фильма про экстравагантного танцовщика Нуреева… «Но это, конечно, крайние меры, часто к ним не прибегаю. Мы, учителя, в каком-то смысле тоже ходим на высоте по натянутому канату, но, в отличие от циркачей, надёжной страховки для нас не предусмотрено», - комментирует собеседница.
Помимо МХК, Татьяна Владимировна ведёт в общеобразовательной школе рисование и музыку. «Технический прогресс приносит свои плоды, - улыбается она. – Часто использую минусовки известных детских советских и современных песен. Раньше, чтобы получить такой «саундтрек», приходилось играть мелодию на синтезаторе, записывать на дискету, потом на магнитофонную ленту… В общем, утомительно, долго, муторно. Теперь всё просто. Включила музыку – у меня есть возможность смотреть на ребят, петь с ними вместе, иногда и потанцевать с самыми маленькими, а не сидеть за фортепьяно».
«Драмкружок, кружок по фото…»
Впрочем, играет Татьяна очень хорошо и уверенно - в своё время закончила музыкальную школу. В юности знакомые даже соблазняли поступать в училище искусств, но она выбрала педагогику. «Меня привлекло как раз то, что во время учёбы была возможность совмещать любимые занятия: я и рисовала, и в качестве аккомпаниатора без дела не осталась. Помните детское стихотворение: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота…». Это точно про меня. Всегда мечтала и мечтаю поучаствовать во всём и сразу. Училась с желанием, с удовольствием. Остальные студенты зубрили, а мы, творческие личности, всё время на свежем воздухе, на пленэре, на Вятке… Как нам завидовали!» - смеётся Татьяна.
Красный диплом педагогического училища; институт, где она, девчонка, успевала петь в хоре вместе с солидными усатыми преподавателями; шумно и весело промелькнувший выпускной и – здравствуй, школа! Да не одна, кстати, школа: Татьяна Владимировна не только в общеобразовательной, но и в «музыкалке» по совместительству работает.
Человеку с генетической тягой к преподаванию (её старшая и две младших сестры тоже получили педагогическое образование), думается, это не утомительно. А педагог она, правда, классный. Самые «запущенные» хулиганы, в семьях которых имя и фамилию Педро Альмодовара принимают за ругательство, на её уроках сидят и внимательно слушают. Хотя добиться этого нелегко: «Иногда с занятий уходишь выжатая, как лимон, охрипшая, до безумия уставшая… И думаешь: «Да гори всё огнём!» Но приходит новый день – и снова спешишь в школу. На эту работу подсаживаешься».
Тем более, у учителей тоже есть свои лайфхаки. Один из эффективных инструментов, позволяющий контролировать поведение и успеваемость учеников, – цифровая образовательная платформа «Дневник». «Навигация очень простая, пользоваться электронным дневником удобно. Я выставляю отметку – родители в режиме онлайн видят, что, например, «заработала» их дочка, сколько у неё пропусков, что нужно выучить, чтобы исправить ситуацию. А ребёнок следит за тем, как меняется его рейтинг в классе, средние баллы по предметам. Срабатывает пресловутый элемент соревнования – каждому хочется быть лучшим», - комментирует педагог.
Не навреди!
-Мне кажется, применяя новые технологии, нужно держать в голове основной принцип медиков. Главное – не переусердствовать. Доска, мел, жесты учителя, его голос, интонации – всё это важно. Я знаю, как значимы тактильные ощущения. Чтобы освоить процесс рисования, малышам нужно покрепче взять кисточку, понять, из чего она – из меха белочки, колонка или сурка, потрогать пальчиком гуашь, акварель… Подойдёшь к первоклашке и проведёшь его рукой с зажатым карандашом по листу бумаги: смотри, вот так мы рисуем домик, а он согласно кивает. Значит, осознал, почувствовал, понял. Технологии могут помочь полнее раскрыть материал, показать его новые грани, но никак не заменить учителя, его обаяние и харизму. Он должен всё уметь – петь, рисовать, играть на инструменте. Дети смотрят на учителя, слушают его. Он для них целый мир. И именно он должен научить их думать, быть смелыми, свободными, самодостаточными, - формулирует свои мысли Татьяна Владимировна.
Она не только думает так. Татьяна ТАК учит. Непохожая на других, по-хорошему независимая и особенная, она и своих учеников постепенно превращает в самобытных интересных людей. Наверное, потому что сама – уникальная личность. Одна на миллион.
Любовь Исакова
|