Центр правовой информации представляет цикл публикаций, посвящённый актуальной теме – цифровизации образования. Автор статей – выпускница Уральского государственного педагогического университета (окончила факультет культурологии) Любовь Исакова. В настоящее время работает библиотекарем.
Учительская трилогия или
Через «цифру» и слово - к уму и сердцу
…У меня в запасе ровно три истории. Про трёх талантливых учителей. Все трое всю жизнь работают в школе. Работают по призванию, по зову души и не представляют для себя какой-то иной профессии. У этих женщин, представительниц разных поколений учителей, разные методики и подход к детям, свои профессиональные фишки и секреты. Но во многом они сходятся. Например, в трепетном отношении к ученикам и в вечном своём стремлении «догнать и перегнать Америку», быть в курсе, на волне, в тренде… Как им это удаётся и какую роль в современной школе играют цифровые технологии, - разбираемся вместе.
Часть I. Маяк в океане знаний
Знакомьтесь, Татьяна Николаевна Долгая. Образование высшее, любовь к детям – неподдельная. «Добрая, умная, знает всё», - это мнение маленьких учеников, «компетентная, увлечённая делом, мудрая», - вторят им родители. Общий стаж педагога – вдумайтесь только в эти цифры! – 35 лет. Она настоящий профессионал-универсал: работает в начальных классах и параллельно ведёт ОБЖ в среднем и старшем звеньях государственной средней школы города Мураши.
В первый раз в первый класс
Опытный учитель, компьютер она начала осваивать уже взрослой женщиной.
-Когда ввели федеральные образовательные стандарты, нас, провинциальных педагогов, отправили на курсы. Было очень сложно, многое не получалось. Я ощутила себя практически на месте своих малышей – «первый раз в первый класс»: и плакала, и резко похудела, но… Как говорится, тяжело в учении – легко в бою. В школе появились интерактивные доски, нам раздали диски с методическими материалами. Оказалось, это очень удобно: на уроке чтения в твоём распоряжении слоговые таблицы, переходим к развитию речи – показываю детям старые советские мультфильмы, где у актёров, занятых на озвучивании, - идеальная дикция. Или, к примеру, занятие по окружающему миру – ребята видят лес, животных, иголочки на ёлке, на пихте или лиственнице…
Не приходится буквально на пальцах показывать, из чего облако состоит, как выглядят кристаллы снежинок… Всё ярко, наглядно. Не мной доказано, что человек (а особенно маленький человечек) мыслит образами, запоминая 10% от прочитанного, 20% - от увиденного и 60% - из того, в чём принимал участие. Во время таких занятий задействованы все виды мышления: ребята видят картинки, читают текст и обсуждают его со мной. Они делятся своими наблюдениями, я – своими, - рассказывает Татьяна Николаевна.
Золотодобытчики
Школа, в которой работает педагог, - самая крупная и продвинутая как в небольшом вятском городе, так и во всём районе. Однако и здесь есть сложности с материально-технической базой. «Первоклашки у нас на особом положении – для них всё самое лучшее. А когда моих ребят - второклассников - перевели в кабинет, где нет интерактивной доски, они её, естественно, потеряли, - рассказывает учитель и продолжает, - В третьем классе мы опять переселились в полностью укомплектованное «пристанище», и сейчас используем возможности оборудования на полную катушку. Сегодня даже самые маленькие ученики с компьютером на «ты», поэтому и домашние задания им даю необычные: найти фотографии писателей в разные периоды жизни, разыскать такие факты биографий авторов, которые станут удивлением и открытием для всего класса... Это развивает, ребята лучше запоминают сведения, когда добывают их, как в старые времена золото: собственным трудом, очищая от песка – всего ненужного, лишнего, наносного».
Луч солнца золотого
Татьяна Николаевна не видит ничего предосудительного в том, что интернет проник во все сферы современной жизни, но призывает не уповать только на технический прогресс.
-Да, сегодня даже к ЕГЭ многие ученики готовятся с помощью сайтов и форумов. Но, друзья мои, никто не отменял направляющей роли учителя, который всегда подскажет, какую информацию принять во внимание, а какую – забыть, словно страшный сон. С осторожностью я отношусь и к дистанционному обучению. Вернее, к его массовому внедрению в общеобразовательные школы. В самом термине заложено холодное и колючее слово, - Татьяна Николаевна ловит мой удивлённый взгляд и по слогам повторяет, - Ди-стан-ци-я... Уловили? К учителю, который общается с ними издалека, ребята относятся как к диктору на телевидении. Могут его слушать, но ничего не слышать и не запоминать. Им нужен в классе живой человек – такой, который посмотрит выразительно, подойдёт, что-то на ушко прошепчет, руку поправит, даст небольшую подсказку, пожурит, в конце концов.
Я работаю с самыми маленькими школьниками, поэтому объясню на примерах. В лучах дневного солнца мы чётко видим даже крохотные пылинки в комнате, а ночной светильник даёт узкую полосу света, всё остальное теряется в темноте. Нам нужно и искусственное, и естественное освещение, но разница между ними есть. И она существенная. Учитель «с экрана» ограничен в возможностях, ему гораздо сложнее понять, какие на самом деле его подопечные и в каком именно виде им преподать материал, что «зайдёт», а что ребята пропустят мимо ушей. Он порой действует наугад, на ощупь, на основании опыта и профессиональной интуиции.
Да, дистанционное обучение нужно, в некоторых случаях – очень и очень. А как иначе, скажите, учить с рождения слепых детей в крохотных деревнях, допустим, в Якутии? Для таких ребятишек даже термин специальный придумали - «чёрные слепые», то есть те, которые совсем не знают, как выглядит трава, деревья, лисичка или зайчонок… Вот как объяснить им структуру молекулы?.. Или такое понятие, как кристаллизация?.. Выручает профессионал, работающий удалённо. Но это отдельная тема, которая требует очень внимательного подхода. А в обычных школах дистанционное обучение не должно подменять живое общение педагога и ученика в классе. Учитель должен быть если не солнцем, то точно мощным маяком в океане знаний, - резюмируют Татьяна Николаевна в завершении нашего разговора. И её словам, сказанным искренне и просто, - веришь. Веришь, как дети – первому наставнику, знающему гораздо больше, чем ты сам.
|