Суббота, 23.11.2024, 23:35
Приветствую Вас Гость | RSS

МКУК «Мурашинская МБС»

Центральная библиотека

г. Мураши, ул. Володарского 4а, 2 этаж
время работы: 9:00 - 18:00, выходной: суббота
последняя среда месяца санитарный день

Меню сайта
Актуальные темы
Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Всероссийская акция для библиотек Подари ребенку книгу!

Удовлетворены ли Вы в целом качеством услуг, предоставляемыми библиотеками района? Ответить

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Главная » 2019 » Июль » 24 » Цифровизация образования
19:58
Цифровизация образования

Учительская трилогия или

Через  «цифру» и слово - к уму и сердцу

Часть III. С учениками на одной волне

  …Четыре года работы в городском интернате – это был её личный обряд инициации, проверка на прочность. В селе, откуда она приехала, ребята смотрели на учителя, как на небожителя, родители, замирая, ловили каждое слово, местные старики – уважаемые и авторитетные - с почтением приветствовали её, девятнадцатилетнюю девчонку: «Здравствуй, Владимировна…»  Так было с самого первого дня, и она постепенно к этому привыкла. Здесь, в городе, всё оказалось другим. Большинство воспитанников интерната - ученики коррекционных классов, трудные подростки, недоверчивые, яростно отстаивающие свою личную территорию; их родители - люди с тяжёлым нравом и острыми языками, жизни учить – себе дороже. Вот и поработай в таких условиях. Ничего – выдюжила, справилась. Её признали. Признали матери и даже отцы воспитанников. Признали не по годам взрослые дети…

Меняем хаос на систему

  …Сегодня она сидит передо мной – восхитительно красивая, большеглазая, идеальная от причёски до кончиков пальцев с лаконичным маникюром – учитель химии и биологии престижной государственной школы, призёр региональной предметной олимпиады для педагогов, обладательница красного университетского диплома, преподаватель, которого уважают коллеги и обожают ученики. И мы говорим о проблемах и достижениях современного образования. Моя собеседница, как никто другой, в праве иметь своё весомое мнение на этот счёт.

  Грядущий учебный год для Марины Владимировны Кожиховой станет юбилейным: она сеет «разумное, доброе, вечное» уже тридцать лет.  «То, что я выбрала такую профессию, предопределено самой логикой судьбы.  Ничего другого я просто не представляла. В нашем роду – одни учителя да врачи. Дедушка с бабушкой – преподаватели, тётки по отцовской линии и сестра деда – учителя…», - замечает она. И продолжает:

   -Мне есть с чем сравнивать. И я могу озвучить такое своё наблюдение: раньше педагог давал знания, конкретный набор умений и навыков, сейчас он учит искать информацию. В мире, который постоянно стремительно меняется, просто невозможно всё знать, гораздо важнее быть любознательным, заинтересованным. Сама я на уроках часто «сканирую» интернет: уточняю имена, фамилии, даты, которые привожу в пример в контексте занятий. И здесь есть очень важный момент – информация, освоенная школьником, не должна распадаться на части, кусочки, иррациональную мозаику. Педагог призван помочь ребёнку найти важные связи между различными сферами деятельности, между национальными культурами, школьными предметами. Хаос должен смениться системой, из фрагментов – возникнуть понятная и цельная картина реальности. Когда в голове ученика яркой вспышкой возникнет мысль: «Мир – это постоянная связь всего со всем», можно будет сказать, что учитель идёт по верному пути. И тогда школьник постепенно научится и самостоятельно мыслить, и чётко формулировать то, о чём думает.

Неопасные связи

  В системе образования взаимодействие тоже играет далеко не последнюю роль. «Мы все – родители, ученики, учителя - сейчас повязаны на «цифре». Нас объединяет, к примеру, электронный журнал. Это, по меньшей мере, очень удобно. У педагога есть возможность что-то корректировать в учебной программе, в режиме онлайн работать с родителями: если тебе нужно, моментально посылаешь сообщение бдительной маме: «Алина опять тетрадь забыла…» Родители, в свою очередь, не попадутся «на удочку» нерадивого ученика: мол, опять ничего не задали – цифровая платформа отображает все домашние задания. Или возьмём систему «Школьное питание», она очень адекватная и хорошо продуманная. У каждого ребёнка есть собственная карточка. Его мама, отправляясь в командировку, не будет переживать попусту: положила на счёт сына пятьсот рублей, установила дневной лимит в восемьдесят - и спокойно занимается своими делами. Она уверена – мальчик сыт и лишнего не потратит. Да и проверить, был ли ребёнок в школе, проще простого: списали деньги с карточки, значит, учился, рубли нетронуты – прогулял. У педагогов тоже меньше хлопот. Раньше, как заправские бухгалтеры, чуть не четверть рабочего дня с калькулятором высчитывали, сколько нужно отдать денег за своих ребят в столовой. Теперь всё просто. Приложил карточку классного руководителя к считывающему устройству: секунда - и платёж прошёл», - вводит в курс дела педагог.

Лаборатория чудес

  Современные технологии незаменимы на уроках. Я, например, химию терпеть не могла, а всё потому, что не понимала. А вот если всё по полочкам разложить, показать на практике – совсем другое дело, правда?

  -Химию невозможно представить без лабораторных работ, - подтверждает мои догадки Марина Владимировна. Но как быть, если реактивы баснословно дороги (так, для реакции серебряного зеркала их «ценник» - около трёх тысяч рублей), а некоторые химические опыты ещё и небезопасны? Выручает интернет. И наглядно, и «вау-эффект» обеспечен. Не стоит забывать и про такой аспект: на занятиях перед учениками всё время мелькают одни и те же лица, это утомляет. Выход есть: находим на просторах всемирной паутины высококлассного специалиста, который профессионально, живо и увлекательно раскрывает какие-то аспекты предмета – картинка сменилась, знания усвоены, проблема решена. Советы экспертов «с экрана» незаменимы при подготовке к ЕГЭ – многие из них сами оценивают экзаменационные работы.

Юные учёные

  -Гаджеты открывают перед учителями и – что ещё важнее! - перед учениками, занятыми исследовательской деятельностью, колоссальные возможности, - рассказывает педагог. - Приведу пример. Специальные датчики позволяют отслеживать изменения частоты сердечных сокращений при разной степени нагрузки на организм. Все показатели преобразуются в график. Он выводится на интерактивную доску. Кривая графика то ползёт вниз, то взмывает вверх: динамика процесса кристально прозрачна, понятна школьникам. Этой темой серьёзно занимался мой ученик Дмитрий Плотников. Исследование он презентовал на различных конференциях, предметных олимпиадах. Момент истины наступил, когда Дима поехал на региональный конкурс юных исследователей «Шаг в будущее». Волновались и я, и он. Ещё бы! Оценивали выступления молодёжи профи: преподаватели медицинской академии. Итог – призовое место и диплом. Думаю, сыграл свою роль в том числе и богатый иллюстративный материал – им Дмитрий сопроводил научный (не побоюсь этого слова!) труд, которым занимался три года. Цифровые технологии помогли нам и фотографии отредактировать, и графики построить, и таблицы сделать. Мне кажется, современное поколение толком даже не поймёт, как всё это раньше делали без компьютера. Только носики сморщат: «Фу, от руки, с линейкой, что за каменный век?!»

   Расскажу ещё про одну классную вещь, которая здорово выручает биологов, - световой микроскоп с USB-подключением, - продолжает удивлять меня Марина Владимировна. - Делаем снимки, выводим на экран проектора, интерактивную доску… Здравствуй, микромир во всём его великолепии! Когда Лера Казакова изучала загрязнённость воздуха школы спорами плесневых грибов, мы с ней «приклеились» к этому микроскопу. Варили специальную массу, брали соскоб, «устраивали» его под объективом микроскопа и рассматривали мельчайшие детали. В бодром темпе, оказывается, растёт плесень, и мы всей этой гадостью дышим… Исследование заслужило высокую оценку на региональном этапе олимпиады школьников по экологии: Валерия стала призёром.

  Замечу, что биология – насквозь «иллюстративный» предмет. Если классы большие, а урок насыщенный, не всем ученикам удаётся результативно поработать с микроскопом. У каждого – свой темп, кто-то «поймал» нужную картинку, кто-то долго копошился – и не успел. Поэтому мне очень нравится выводить на экран проектора изображения микропрепаратов: это быстро, и главное - все всё видят. Вы бы знали, какое колоссальное впечатление производит на ребят увеличенный «снимок» ротового аппарата комара! А как шокируют их «подросшие» лапки пчелы! Реакция и у девчонок, и у мальчишек одинаковая. Круглые глаза и на выдохе, очень эмоционально: «Это что ещё такое?!»

«Учиться никогда не поздно»

   Марина Владимировна не стесняется обращаться за помощью к ученикам. «Дети более продвинуты, чем мы, взрослые. Слетела программа – я не стыжусь спросить совета у старшеклассников. Тот же Дима Плотников не раз выручал в аховых ситуациях – реанимировал программы, восстанавливал документы».

   С энтузиазмом она учится и на курсах повышения квалификации, в том числе дистанционных: «Выбираю по содержанию, смотрю, устраивает ли меня стоимость. «Прописка» курса значения не имеет - с помощью интернета я, педагог из вятской глубинки, могу учиться даже в столичных образовательных центрах. Мне высылают задания: есть время – выполняю, нет – откладываю на потом. Участвую также в предметных, методических олимпиадах для учителей – это, поверьте, очень тонизирует, отличная гимнастика для ума».

   -Современные цифровые технологии дарят практически безграничные возможности. И всё же… Кто, скажите, придумал, что голограмма сможет выполнить роль педагога?! Этого не будет никогда! Я твёрдо убеждена - ничто не заменит учителя в классе. Его одобрение или даже порицание - они очень важны для ученика, - говорит Марина Владимировна. - Работающий удалённо преподаватель провёл занятие - и выбросил всё из головы, занялся своими делами. Он далеко, и эти дети с экрана навороченного ноутбука ему тоже чужие, не свои. Не выучили - их проблемы. А мне важно, почему ребёнок не понял формулу, почему отстал от одноклассников… Мне не всё равно! Когда ты несёшь ученикам свои эмоции, своё слово – ты их мотивируешь, зажигаешь энтузиазмом. Каждый педагог сейчас должен чётко понимать, что у него всего один путь. Через «цифру» и слово - к уму и сердцу ребёнка. Только так мы сможем достучаться до наших детей, до нашего будущего…

Любовь Исакова

 

Просмотров: 404 | Добавил: translit | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск
Наш канал YouTube
Наш канал YouTube
Наша группа VK
 
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поделиться
Полезные ссылки
Библиотека им. А. И. Герцена

Яндекс.Погода